День святого Мартина 2018: как католики отмечают светлый праздник

Анегдоты

Одиннадцатого ноября во Франции чествуется Святой Мартин. Чем же так знаменит пресловутый Святой Мартин? День Святого Мартина во ФранцииЛегенды гласят, что в один прекрасный зимний вечер несший тогда службу в одном из римских легионов Мартин встретился недалеко от Амьена, что на северных окраинах Франции, лицом к лицу с бедным продрогшим и замерзшим нищим. Мартин сжалился над бедолагой и, вытащив острый меч из ножен, разрезал свою теплую меховую накидку/мантию на две половины, презентовав затем одну из них нищему. Позже, задремав, Мартин увидел во сне того самого бедного странника, но уже с ликом Христа. Это сновидение так потрясло молодого человека, что он оставил действующую армию, посвятил себя служению Богу и стал впоследствии епископом Тура. С тех пор французы каждый год одиннадцатого ноября склонны лишний раз находить подтверждение безграничности таких вечных ценностей, как милосердие/добро.

Раньше именно со дня ST. Martin начинались последние грандиозные ежегодные ярмарки на территории всей Европы. По старой народной традиции в этот день принято пробовать вино, а также идет широкая торговля гусями, жирными утками, свиными колбасками. Именно на эту дату было принято забивать свиней.

Французы массово приходили на ярмарку, чтобы продегустировать молодое виноградное вино — дар последнего урожая, а также попробовать, так называемого, пива Рождества, которое варилось специально ради этого случая. Многие также пользовались предоставляемой им возможностью для ведения переговоров по поводу арендной платы и приглашения новых сельскохозяйственных рабочих на следующий активный год.

И поныне широко употребительным в рамках французского языка считается выражение le mal de Saint-Martin (зло Св. Мартина), фиксирующее опьянение, вызываемое чрезмерным употреблением спиртных напитков в ходе ярмарки и празднеств в день saint martin. Однако, отдать дань Святому Мартину у французов означает не только хорошо выпить, но и знатно откушать, ведь будучи последним днем карнавала, этот праздник считается настоящим торжеством изобилия/избытка, предваряя собой начало собственно Рождественского поста. Интересно, что более поздние новогодние базары и сейчас нередко называют «внуками» (petits-fils) ярмарочных торжеств/пиршеств Святого Мартина.

Праздники Франции

Особенно широко в настоящее время Saint-Martin празднуется в северных французских областях, где можно наблюдать настоящие шествия детей, проходящих по городским улицам с фонариками, повторяющими форму разных овощей (чаще всего свеклы) в руках и дружно распевающих песни/оды, прославляющие Святого Мартина. Тем самым здесь знаменуется конец сложных ежегодных сельскохозяйственных работ.

Французские национальные праздникиСвятой Мартин чествуется не только во Франции, но еще и в Австрии/Германии, где в знаменательную ночь взрослое население посещает соседние дома, отдавая по общему признанию смышленым/послушным деткам сладкие сдобные хлебцы, проказникам же и шалунам не достается ничего. Никак здесь не обойтись и без традиционного обще-семейного ужина, на который подается непременный жареный гусь.

Этимология

Почему праздник носит название Святого Мартина и называется летом? По этому поводу существует несколько версий. Мне больше всего откликается вот эта. 

Легенда о святом Мартине

Мартин Турский жил в IV  веке и служил римским легионером.  Однажды холодной  осенней ночью Мартин встретил бедняка, у которого была рваная одежда. Он замерзал под дождем и сильным ветром. Мартин разорвал свой плащ и отдал путнику половину плаща. Через некоторое время он встретил второго бедняка, и отдал ему вторую половину своего плаща.

После этого внезапно выглянуло солнце, под лучами которого Мартин согрелся и не погиб от холода. Церковь добавляет, что нищим, которому Мартин отдал плащ, был сам Иисус.

Когда Мартин узнал об этом, то принял христианство. А вскоре стал основателем одного из французских монастырей. После смерти его канонизировали – мы видим, что его называют San Martino!

image

Вы чувствуете, как проста и незамысловата интерпретация этого праздника? Неожиданно появившиеся в ноябре теплые деньки символизируют солнце, в лучах которого мы тоже можем немного погреться.  

«Fare estate di San Martino»

В итальянском языке существует речевой оборот «Far estate di San Martino». Он означает переезд, порой вынужденный, на новое место. С чем это связано? А давайте заглянем в историю.

В прошлом веке именно в первой декаде ноября обычно истекал срок договоров между крупными землевладельцами и наемными работниками, которые у них трудились. Работники были вынуждены уходить домой, в город или в деревню, и подыскивать себе другое место работы. Вот это и был переход-переезд на другое место.

Кстати говоря, у нас в России тоже существовала подобная практика. Помните Юрьев день? Тот самый, когда крепостной крестьянин мог перейти к другому помещику. На Руси это день приходился на 26 ноября. Правда, было много запретов и ограничений. Потому и возникла потом присказка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Даты именин Мартина в 2021 году по православному календарю

Именины Мартина отмечаются 8 раз в году: 26 февраля, 6 апреля, 27 апреля, 10 июля, 24 августа, 5 октября, 25 октября, 31 декабря.

Святые с именем Мартин в 2021 году почитаются 8 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Мартин.

26 февраля     Мартин Милостивый
6 апреля     Мартин Фивейский , преподобный
27 апреля     Мартин I Римский , святитель, папа Римский
10 июля     Мартин Туровский , преподобный
24 августа     Мартин , мученик
5 октября     Мартин , мученик
25 октября     Мартин Милостивый , святитель, епископ
31 декабря     Мартин , мученик

Гроза изменила его судьбу

Реформация Мартина Лютера «Буря» — это картина Тами Далтона, продемонстрированная 5 ноября 2015 года. Фото: fineartamerica.com.В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра в Эрфуртском университете. Теперь он имел право заниматься одной из трёх «высших» дисциплин: юриспруденцией, медициной или теологией. Поскольку его отец хотел, чтобы он стал адвокатом, он поступил на юридический факультет. Примерно в это же время произошёл случай, изменивший ход жизни Лютера. Возвращаясь в университет после поездки домой, он попал в сильную грозу недалеко от деревни Стотернхайм и был почти поражён молнией. Погода так напугала его, что Лютер закричал Святой Анне: «Спаси меня, св. Анна, а я стану монахом!». Когда ему удалось благополучно сбежать, Мартин решил выполнить своё обещание. Многие историки, однако, считают, что этот инцидент был лишь катализатором, и идея стать монахом уже была сформулирована в уме Лютера. Более того, его друзья полагали, что недавняя смерть двух друзей также могла сыграть определённую роль в том, что он стал монахом.

Девяносто пять тезисов

Изображение Мартина Лютера, прибивающего свои 95 тезисов к двери церкви. Фото: tinlanh.ru.В 1516 году Альбрехт фон Бранденбург, архиепископ Майнца, который был глубоко в долгах, получил разрешение от Папы Льва X провести продажу особой пленарной индульгенции, которая давала бы отпущение временного наказания за грех. В ответ на это 31 октября 1517 года Мартин Лютер написал письмо Альберту Бранденбургскому, в котором приложил копию своего «диспута Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», ставшего впоследствии известным как Девяносто пять тезисов. Согласно популярной легенде, Лютер прибил копию своих девяносто пяти тезисов к двери церкви Виттенбергского замка. Тем не менее, многие учёные теперь считают, что он не прибивал тезисы, а скорее повесил их, как это было принято, чтобы начать академическую дискуссию о своей работе. Как бы то ни было, 31 октября 1517 года, день, когда он совершил этот акт, считается началом протестантской Реформации, а 31 октября ежегодно отмечается как День Реформации.

Печатная пресса

Иоганн Гутенберг — человек, который изобрёл первый печатный станок. Фото: thoughtco.com.Учение Мартина Лютера распространилось, как лесной пожар, по всей Германии и за рубежом, поскольку оно обращалось к простым людям, которые были сыты по горло коррумпированными практиками католической церкви. Однако это стало возможным в первую очередь благодаря изобретению печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году. С помощью печатного станка Лютер начал печатать брошюры, которые печатались всего за один день и занимали от шестнадцати до восемнадцати страниц. Его первая немецкая брошюра была напечатана в 1518 году и была известна как «Проповедь об индульгенциях и благодати». Из-за скорости печатного станка, по крайней мере четырнадцать тысяч экземпляров проповеди были напечатаны в один год. Это позволило Лютеру распространить своё послание далеко и широко. Фактически, за первые десять лет реформационного движения было напечатано около шести миллионов брошюр. Удивительно, но целых двадцать пять процентов из них были написаны Мартином Лютером.

Лютер был похищен

Вормсский рейхстаг: Лютер на Диете червей — картина 1877 года Антона фон Вернера. Фото: ethikapolitika.org.15 июня 1520 года Папа Лев X издал публичный указ, который предупреждал Мартина Лютера, что он рискует быть отлученным от церкви, если не отречётся от сорока одного приговора, взятых из его сочинений в течение шестидесяти дней. Лютер вместо этого публично поджёг декрет 10 декабря. Таким образом, он был отлучен от церкви Папой 3 января 1521 года. Затем, 18 апреля, строптивый и справедливый монах появился на заседании Сейма (ассамблеи) Священной Римской Империи, состоявшемся в Вормсе, Германия. На Вормсском рейхстаге (Диета Червей) Лютера снова попросили отречься от своих писаний. Однако, он подчеркнул, что будет поколеблен только разумом или если это будет написано иначе в Священном Писании. Лютер закончил своё свидетельство вызывающим заявлением: «Вот я стою. Боже, помоги мне. Я не могу поступить иначе». Учитывая напряжённую ситуацию, защитник Лютера, Фридрих Мудрый, понял, что его нужно спрятать, пока напряжённость с Церковью не спадёт. Поэтому он приказал группе рыцарей «похитить» Лютера, который затем был доставлен в замок в Эйзенахе, где он скрывался в течение десяти месяцев.

Предшественники

Проповедь Яна Гуса на Козим Градку (na Kozim hradku). Фото: pragagid.ru.Попытки подавить Лютера и его последователей римско-католическими правителями оказались безуспешными, и в течение двух лет стало очевидно, что движение за реформу было очень сильным. В мае 1522 года Лютер вернулся в церковь Виттенбергского замка в Эйзенахе. К этому времени Реформация приобрела более политический характер, и другие реформаторы, в том числе Томас Мюнцер, Халдрих Цвингли и Мартин Бюсер, собрали массу последователей. Благодаря этому, после 1522 года, Мартин стал несколько менее влиятельным лидером движения. Кроме того, следует отметить, что у него было несколько предшественников, которые также недвусмысленно критиковали коррупционные практики римского католицизма. Джон Уиклифф и Ян Гус были самыми известными из этих критиков. Уиклифф был английским интеллектуалом, учёным и теологом. Он критиковал церковную практику индульгенций, а также показные церемонии и пышный образ жизни духовенства. Ян Гус был чешским священником, который также критиковал учение Церкви, произнося проповедь в своей собственной церкви. Он был казнён в 1415 году за своё восстание. Его работа, однако, привела к движению под названием Гуситы — до-протестантское христианское движение против Римско-Католической Церкви.

Его брак с бывшей монахиней создал огромный скандал

Катарина фон Бора и Мартин Лютер. Фото: mtzionlutheran.org.Катарина фон Бора провела свою раннюю жизнь в монастырских школах, а затем стала монахиней. Однако после нескольких лет религиозной жизни она стала недовольна своей жизнью в монастыре и вместо этого заинтересовалась движением Реформации. Катарина вступила в сговор с другими заинтересованными монахинями и написала Мартину с просьбой о помощи. В канун Пасхи 1523 года Лютер послал Леонарда Коппе, торговца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь, чтобы помочь монахиням бежать. Они сделали это, спрятавшись среди бочек с рыбой в его крытом фургоне. В течение двух лет Мартин устраивал дома, браки или работу для всех сбежавших монахинь, кроме Катарины, которая настаивала на том, чтобы выйти замуж за самого Мартина. 13 июня 1525 года Мартин Лютер женился на Катарине фон Бора. Это вызвало огромный скандал среди католиков и в то же время позволило другим священнослужителям в лютеранских церквях жениться. У пары родилось шестеро детей. Катарина считается влиятельным членом протестантского движения, поскольку она помогла определить протестантскую семейную жизнь и установить тон для браков духовенства.

Антисемитские взгляды

Антисемитские взгляды Мартина Лютера. Фото: evangelisch.de.Одними из наиболее тревожных аспектов учения Мартина Лютера являются его глубоко антисемитские взгляды. В своё время он был более мягким и даже критиковал Католическую Церковь за её жестокое обращение с евреями. Со временем, однако, он стал гораздо более агрессивным и резким по отношению к евреям. Мартин утверждал, что иудаизм был ложной религией, и он также известен тем, что сказал: «еврейское сердце так же твердо, как палка, камень, железо, как дьявол». Его жестокие фантазии и оскорбительная риторика с каждым годом становились всё более опасными. Основные труды Лютера о евреях включали «О евреях и их лжи» и «Vom Schem Hamphoras und vom Geschlecht Christi» (о святом имени и происхождении Христа). Обе эти работы были опубликованы в 1543 году, всего за три года до его смерти. В этих работах Лютер утверждал, что евреи больше не были избранными, а были «народом дьявола». Более того, он даже использовал жестокие, оскорбительные выражения, чтобы ссылаться на евреев в этих текстах.

Его назвали в честь святого

Слева: «Святой Мартин отказывается от меча» — картина Симоне Мартини. Справа: Мартин Лютер. Фото: artchive.ru.Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству. Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге (ныне Вормс, Германия). Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму. В конце концов, он был освобождён и решил стать монахом. Святой Мартин стал одним из самых известных христианских святых в западной традиции. Мартин Лютер был назван в честь Святого Мартина, поскольку он был крещён в День Святого Мартина (11 ноября). Сходство между Мартином Турским и святым Мартином поразительно, поскольку оба оставили другой путь, чтобы стать монахами. Более того, Мартин Турский устроил свой протест в городе Вормс, там же, где проходила знаменитая Диета Червей Лютера.

Его имя носил один из величайших лидеров ХХ века

Мартин Лютер Кинг. Фото: eurotopics.net.В 1934 году Майкл Дж. Кинг, пастор из Атланты в американском штате Джорджия, отправился в Германию. Посещая места, связанные с Мартином Лютером, он был настолько вдохновлён Лютером и историей Реформации, что решил изменить своё имя на Мартин Лютер Кинг. Следовательно, он также изменил имя своего пятилетнего сына на Мартина Лютера Кинга младшего. Как мы все знаем, Мартин Лютер Кинг-младший стал одним из самых известных лидеров XX века. Он боролся против дискриминации афроамериканцев в Соединенных Штатах и был самым видным лидером американского движения «За гражданские права». Он организовал и возглавил множество маршей за избирательное право чернокожих, десегрегацию, трудовые права и другие основные гражданские права. Его усилия принесли свои плоды, когда были приняты «Закон о гражданских правах 1964 года» и «Закон об избирательных правах 1965 года», и большинство из этих прав были введены в законную силу. 14 октября 1964 года Кинг получил Нобелевскую премию мира за руководство ненасильственным сопротивлением расовым предрассудкам в США. В возрасте тридцати пяти лет он был самым молодым получателем премии в то время.

История[править | править код]

Языческие корни[править | править код]

В кельтской общине существовал праздник Самайн, который во время христианизации Европы трансформировался в — День почитания святого Мартина. Язычники отмечали время окончания сбора урожая и начала зимы — жжением костров, ритуальными песнями и празднованиями, принесением в жертву животных с последующим пиром[2].

Христианский праздник[править | править код]

Святитель Мартин родился в Паннонии в начале IV века. Поступил на военную службу в качестве кавалериста. После того как им была оставлена служба, он обретает христианство и отправляется проповедовать западным галлам. Там он становится первым христианским святым, который не умер насильственной смертью. С этого момента начинается культ распространения его личности. Языческие боги начинают замещаться христианскими святыми и Мартин Турский становится покровителем нищих, военных, текстильщиков, домашних животных и птиц. В V веке на месте его захоронения было создано аббатство[3]. После христианизации франков, святой Мартин становится покровителем этого народа и его плащ брали с собой во время военных походов[4]. Как и в прошлые столетия, так и сейчас у верующих французов наиболее почитаемым святым является — Мартин Турский, который отождествлялся как символ и покровитель аристократии и рыцарства[5].

Традиции[править | править код]

Как гласит легенда, традиция подавать печёного гуся сложилась ещё при жизни Мартина Турского. Во время одной из его проповедей рядом находящиеся гуси подняли шум и епископ Мартин приказал сделать из них жаркое. С тех пор, ежегодно на 11 ноября семьи пекут гуся и подают его ко столу в качестве памяти об этом святом. Дополнительно к этому готовятся сладкие четырёхугольные вафли или булки в виде подковы, которые носят название — «рожки святого Мартина» или «Мартинов рог». Около ста пятидесяти лет назад ещё существовал обычай, согласно которому под потолком комнаты подвешивались бумажные кульки с яблоками, орехами, изюмом, зёрнами пшеницы, овса, гороха. Дополнительно к каждому кульку крепились бумажные полоски, которые поджигались и содержимое пакетов высыпалось на празднующих. Все это символизировало окончание урожая, радость изобилию урожая[6].

Примечания[править | править код]

  1. Philippe Walter, Claude Lecouteux. Christian Mythology: Revelations of Pagan Origins. — Inner Traditions / Bear & Co, 2014. — 224 с. — ISBN 1620553694.
  2. Джон Арнотт Маккалох. Религия древних кельтов. — М: ЗАО Центрполиграф, 2004. — 334 с. — ISBN 978-5-9524-3878-1.
  3. Научно-редакционный совет. Иллюстрированная энциклопедия «Руссика». История Средних веков / ред. Чубарьян А.О.. — М: ОЛМА Медиа Групп, 2004. — С. 499. — 579 с. — ISBN 5948495523.
  4. Л.П. Карсавин. Культура средних веков. — Рипол Классик, 2013. — С. 67. — 232 с. — ISBN 5458127374.
  5. Елена Федотова. Италия. История искусства. — Litres, 2016. — С. 180. — 605 с. — ISBN 9785040095339.
  6. ЧЕКУЛАЕВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА. 100 ВЕЛИКИХ ПРАЗДНИКОВ. — 100 великих. — М: Вече, 2009. — 432 с. — ISBN 978-5-9533-3777-9.
  7. 1 2 3 4 5 6 Акад наук СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы XIX-начало XX в. Зимние праздники / Токарев С.А.. — М: Наука, 1973. — С. 18. — 351 с.
  8. Данная песня является актуальной для жителей севера и центра итальянского полуострова, поскольку, в отличие от юга — здесь похолодание наступает быстрее.
  9. Толстой, 1995, с. 153.
  10. Гура: Гусь, 1995, с. 573.
  11. Гура: Волк, 1995, с. 413–414.

Оцените статью
Поделиться с друзьями